В октябре были названы победители всероссийского конкурса "Учитель года - 2023". Среди призеров оказался и татарстанец Арман Костанян, преподающий математику в лицее Иннополис. Что привело айтишника в школу? Почему его уроки начинаются с игры на синтезаторе? Как можно решать геометрические задачи на примере стихов Блока? На эти и другие вопросы педагог ответил в беседе с корреспондентом "Российской газеты".
Для начала расскажите, какие у вас впечатления от конкурса. Сложно было?
Арман Костанян: Да, сложно. Эмоционально, нервно. Но в то же время увлекательно, полезно и продуктивно. Конкурс длился, можно сказать, целый год. Сначала школьный этап, потом районный, зональный, региональный и осенью уже всероссийский. Организация была на высшем уровне. Я во многих конкурсах участвовал, но этот особенно помог мне в профессиональной деятельности. Ты смотришь на лучших учителей региона, расширяешь спектр своих возможностей. Учителя учатся друг у друга.
И, конечно, конкурс позволяет завести новые знакомства. Вот, к примеру, сегодня к нам в лицей приедет делегация из Санкт-Петербурга. Я познакомился на "Учителе года" с директором санкт-петербургского Президентского физико-математического лицея N239, известным математиком Максимом Протусевичем. Их команда в составе 39 человек побывает у нас в гостях. Будем теперь взаимодействовать на уровне не просто учителей, а школ. Поэтому безумно рад, что смог участвовать в конкурсе. Нужно было пройти этот сложный и тернистый, но интересный путь.
Еще вы, когда победили в республиканском конкурсе, признались, что учителем стали случайно. Как это произошло? Кем хотели быть изначально?
Арман Костанян: Я с детства всегда говорил, что стану большим человеком (смеется). Понятие расплывчатое, но в моем понимании это тот, кто делает что-то значимое. И вот сейчас я понимаю, что быть лучшим учителем Татарстана и попасть в топ-5 педагогов России, в этом уже есть чуточку от большого человека (смеется).
А изначально мне импонировала сфера IT-технологий, программирования. Я поступил на это направление в Казанский федеральный университет, окончил его. Уже на втором курсе начал работать по специальности - программистом в лаборатории. И через полгода понял, что не хочу этим заниматься. Мне было неинтересно, не получал удовольствия. И я прекратил.
Окончил университет, поступил в магистратуру. И как-то товарищ, который уже преподавал математику, говорит: "В лицее Иннополиса есть вакансия. Не хочешь попробовать себя в роли учителя математики?" Первая реакция: "Нет конечно! Какой из меня учитель"? И я отказался.
А через две недели он еще раз позвонил: "До сих пор учителя не нашли, может, все-таки попробуешь?" А меня самого эта мысль не отпускала, и я решил, ну почему бы и нет... Сходил на собеседование. Кроме меня, было еще несколько кандидатов. А через пару дней я уже вел свой первый урок. И вот по сей день этим занимаюсь, что еще раз подтверждает слова мастера Угвэя из "Кунг-фу Панды", что случайности не случайны.
А первый урок помните? Страшно было?
Арман Костанян: Да, я очень переживал. Во-первых, это мой первый урок. Во-вторых, я понимал, что это дети, которые прошли конкурсные испытания, с хорошей подготовкой, высокомотивированные. Меня еще на собеседовании предупредили: "Вас будут проверять, прощупывать. Будьте готовы".
И действительно, первый урок был такой проверкой - как психологической, так и предметной. У школьников всегда есть такая состязательность: "Я должен быть умнее учителя". Но я, вроде как, проверку успешно прошел. И если первый урок был ознакомительный, то на второй дети пришли, уже все про меня прочитав в интернете. Узнали, что я в студенческие годы играл в КВН, а в тот момент еще и работал на телевидении.
Так мы с вами коллеги! А где работали?
Арман Костанян: Один год на KZN, а потом еще три года на "ТНВ". У меня была своя рубрика "В Сети", я рассказывал новости интернета. И вот благодаря этому я стал интересен детям, у нас возникли точки пересечения. Дети не учатся у тех, кто им скучен. Чтобы их увлечь, нужно быть самому интересным человеком. А потом уже неважно, какой предмет ты ведешь...
Смотрел вашу медиавизитку для конкурса "Учитель года". Вы там и поете в классе, и на фортепиано играете. Действительно ли все, что там показано, происходит на уроках?
Арман Костанян: Все это чистая правда. Разве что пою я плохо, просто иногда подпеваю. В прошлом году прочитал статью, что прослушивание классической музыки повышает работоспособность. И вот я принес в кабинет синтезатор, и полгода мы начинали уроки с игры на нем. Детям это было настолько интересно, что они даже специально произведения разучивали. В коридоре лицея есть электрофортепиано, они там репетировали, чтобы на уроке что-нибудь сыграть. Им было интересно, это их завлекает.
А что вы играете?
Арман Костанян: Разное. Я в свое время окончил музыкальную школу, но постоянной практики нет. Так что исполнял фрагменты каких-то легких базовых мелодий. Например, "К Элизе". А недавно выучил мелодию из фильма "Ла-Ла Лэнд". Это и самому интересно, и ребенок по-другому раскрывается. Одно дело, ты видишь его на уроке математики, а другое - в культурной сфере. Это тоже процесс воспитания.
То есть вы за рамки математики выходите?
Арман Костанян: Обязательно. Если будет сухая математика, это даже и мне неинтересно. Мы должны выходить за пределы кабинета и школы.
На конкурсе во время показательного урока вы умудрились даже на примере стихотворения Блока составить задачу. Как родилась такая идея?
Арман Костанян: У меня одна из методических наработок - объектно-ориентированное преподавание. Когда я объясняю тему, опираюсь на какой-то предмет, пытаюсь найти в нем математическую составляющую. И один из объектов - литература и поэзия.
Как-то я прочитал стих "Ночь, улица, фонарь, аптека..." Александра Блока. А поскольку я визуал и был в тот момент сильно погружен в математику, возникла такая картина. Улица - две параллельные прямые, фонарь - перпендикулярная прямая, аптека - это куб. Получился геометрический рисунок. Таким образом, читаем, и составляется задача. И детям это прикольно: "Ага! "Бессмысленный и тусклый свет" может падать сюда".
Какие-то еще стихи с математической точки зрения разбирали?
Арман Костанян: Мы однажды взяли стих Габдуллы Тукая "Родная деревня". Перевели его на русский и закинули в нейросеть. Она сделала по нему рисунок, на примере которого мы изучали тему "Векторы в пространстве". Самое главное, чтобы каждый раз был новый подход. Это как с ребусами, где разгадки разного формата. Может быть классический ребус, может на ассоциацию.
Какие еще у вас есть нестандартные методы?
Арман Костанян: Был у меня урок с крышкой от кастрюли. Мы с ее помощью доказывали, что вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же фигуру, равны. Еще проводили исследовательскую работу по формам пластиковой бутылки. С математической точки зрения рассчитали и нашли идеальную форму, где меньше всего пластика затрачивается и больше всего воды помещается. Вывели, что это шар. Но такая бутылка очень неудобная.
Это игровая форма, которая подталкивает детей к исследовательской работе. Мы в школе должны не просто давать знания, главное - научить их использовать. Сейчас вся информация и так под рукой: открыл телефон и нашел. А надо уметь анализировать, развивать критическое мышление. В 21-м веке компании, когда принимают на работу, больше всего ценят эти навыки, а не просто знания.
Если бы вы остались в IT-сфере, наверное, больше бы получали, чем сейчас. Никогда не жалели, что поменяли профессию?
Арман Костанян: Да, скорее всего, зарабатывал бы больше. Но я много чем занимался в жизни. И пришел к выводу, что хочу делать то, что мне нравится, а не то, что приносит больше денег. Работа - неотъемлемая часть твоей жизни, и она должна приносить максимальное удовольствие. Поэтому я преподаю. Мне это интересно, я здесь кайфую.
Вопрос, который меня волнует как отца троих сыновей. Пока начальные классы, все легко дается, а как переходят в среднюю школу, возникают трудности, оценки снижаются, в том числе и по математике. Что с этим делать? И можно ли гуманитариев заинтересовать точными науками?
Арман Костанян: В первую очередь проблема возникает, когда ребенок не понимает, зачем он это делает. Либо он делает то, что ему не нравится. И здесь очень важно понять интересы ребенка, где бы он хотел попробовать себя проявить. Многие дети просто не знают, чем можно заниматься. К нам в лицей с седьмого класса приходят, и мы стараемся дать максимальный выбор. Хочешь - олимпиадная физика, хочешь - информатика, литература, танцы. Чтобы попробовал все, что есть. Важно выстроить индивидуальную траекторию развития.
Это понятно. У меня, например, старший сын ходит в художественную школу. Ему интересно рисовать, а с математикой он не очень. А учить-то все равно надо, и желательно хорошо. Как пробудить интерес?
Арман Костанян: Можно подойти к математике через живопись. Или в математике найти живописную составляющую. Например, "У Пикассо было пять банок с красками. Сколько цветов он сможет из них сделать?" И ему станет интересно, а сколько комбинаций возможно? Или "На сколько картин хватит пяти банок краски, если на одну уходит столько-то?" В обычной школе искать индивидуальный подход к каждому, конечно, сложно. Это совместная задача педагога и родителя.
Олег Корякин, Российская газета