Живые уроки истории

422
26 марта 2020

Ученики и учителя Азнакаевской школы для детей с ограниченными возможностями здоровья в преддверии юбилея Победы в Великой Отечественной войны навестили педагога-ветерана, труженицу тыла Танзилю Хайрутдинову. Танзиля Сагировна, которая работала с первых дней открытия школы до выхода на пенсию, рассказала о своем непростом военном детстве.  

- Мне было девять лет, когда началась война. Жили мы в деревне Балтачево Азнакаевского района. Семья была небольшая, я росла у бабушки с дедушкой. С нами жила и моя тетя, младшая сестра мамы. Другая тетя, с мужем и двумя маленькими детьми, - на соседней улице.

В силу возраста сначала я не понимала, что произошло, но чувствовала, случилось что-то очень страшное. Вскоре из деревни начали забирать парней и молодых мужчин. На фронт ушел и муж моей тети. Деда на фронт не взяли по возрасту.

Так в деревне остались женщины, подростки и старики. Бабушка хлопотала по хозяйству, дед с утра до вечера работал на конюшне: кормил и поил лошадей, пас их, сторожил от волков. А еще, учил меня…

Как-то он дал мне топорик и сказал, чтобы я его никогда из рук не выпускала, так как это первый помощник. Я научилась косить сено, загребать, складывать в копны, устанавливать плуг, пахать, запрягать лошадь. Выполняла всю работу, которая была мне под силу.

Особенно запомнилось, как во время войны женщины разрабатывали новину – новое поле готовили под посев. Лес вырубали, потом корчевали, сжигали, на следующий год выкорчевывали оставшиеся корни, собирали камни и боронили новый участок. Такое поле давало хороший урожай хлеба, поэтому большого голода мы не испытали, хотя государству в виде налога сдавали мясо, яйцо, молоко, масло. Благодаря деду держали скотину: овец, корову. Когда в доме нечего было есть, пекли хлеб с добавлением травы.

Из школы летом ходили с учителями собирать колоски. Работали в близлежащих колхозах, дергали траву, вязали снопы, убирали картошку. Часто работали в колхозе, серпами жали рожь и ставили снопы в суслоны, так зерно созревало. А затем его обмолачивали специальные машины. За работу с нами расплачивались зерном.

Большим подспорьем для всех нас была картошка - второй хлеб. Из нее стряпали лепешки. Электричества не было, уроки делали дома с лучиной, писали в старых тетрадях между строк. 

Все это время в деревню приходили похоронки, было больно смотреть, как женщины оставались без мужей, сыновей, отцов. Нашу семью беда тоже не обошла стороной – тетя получила похоронку на мужа.

Все люди в деревне ждали окончания войны. И вот, в мае 1945 года, эта радостная новость облетела всю деревню. У людей были слезы на глазах, слезы радости и скорби об умерших. Я была совсем ребенком, но отчетливо это запомнила.

Школьники слушали ветерана затаив дыхание. У девочек наворачивались слезы, мальчишки, крепясь, отворачивали лица.  

«Мы – дети войны, у нас не было детства. Все, что мы пережили – это для вас, для будущего поколения, - подытожила Танзиля Сагировна.

Сегодня Танзиля Хайрутдинова живет со своей дочерью. После войны, когда жизнь встала на мирные рельсы, она окончила школу №1 города Азнакаево и поступила в Бугульминское педагогическое училище. Вышла замуж, вырастила троих детей.

Разина Шубина, председатель совета ветеранов школы, учитель-дефектолог Азнакаевской школы для детей с ОВЗ

Розалия Кадирова, председатель профсоюзного комитета школы, учитель-дефектолог Азнакаевской школы для детей с ОВЗ

#75историйПобеды

Опубликовано в рамках республиканской профсоюзной акции «75 историй Победы»

В 1948 году Танзиля окончила школу №1 города Азнакаево.

Счастливые супруги в любви и согласии вырастили троих детей.

Система Orphus