Жить на все сто

368
24 марта 2020

Учитель и участник Великой Отечественной войны из Казани Николай Цыганов в прошлом году отметил вековой юбилей. В свои 100 лет Николай Алексеевич держится молодцом: сам передвигается по квартире, делает зарядку и старается обходиться без посторонней помощи.

Двери его дома всегда открыты для гостей. Живет ветеран в небольшой двухкомнатной квартире в спальном районе, недалеко от реки Казанка, по которой еще каких-то пару лет назад он зимой совершал ежедневные лыжные прогулки. Сейчас, конечно, уже нет той твердости в ногах, хотя Николай Алексеевич храбрится. Во время нашей беседы держит спину ровно, а еще, так и норовит встать с дивана, всем видом показывая, мол рано его списывать.

Первым делом Николай Алексеевич достает из шкафа свой парадный китель со множеством медалей. Надевает его и охотно отвечает на вопросы о таких ценных его сердцу наградах. Вот Медаль Жукова - за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками, когда он вместе с советскими войсками освобождал Украину. А вот Орден Красной Звезды – за большие заслуги в деле обороны СССР.

О том, какой ценой достались эти и другие награды Николай Алексеевич рассказывает не спеша, заново переживать события Великой Отечественной непросто…

- Помните, где застала Вас война? - решаюсь задать я очередной вопрос.

- Конечно, - неторопливо начинает свой рассказ Николай Алексеевич. – Я родом из Чувашии, города Ядрин. Но так сложилось, что семья наша переехала в Казань, а закончив школу я поступил в Ташкентское военное училище. В 1941-м году получил распределение в город Львов...

Так я узнала, что из Ташкента молодой лейтенант Цыганов, взяв в руки два чемодана, сел в поезд, и полный надежд отправился навстречу новой жизни. На станции Морозовская Ростовской области, вышел прогуляться. На привокзальной площади толпился народ и внимательно слушал радио. Именно тогда Николай Алексеевич узнал, что начинается война… Впрочем, особого значения молодой человек этому не придал. «Какая война, - подумал он! Лето, вокруг фруктовые деревья, работают магазины, народ живет своей обычной жизнью».

Все изменилось буквально через час, когда начался артобстрел. Суета, страшная неразбериха… Николай направился в военный комиссариат и сразу получил направление в пехотные войска - обучал военному делу новобранцев.

- Воевали же одни мальчишки, восемнадцатилетние пацаны. Только на моих глазах сотни из них были ранены или погибли, - с досадой говорит Николай Алексеевич. – Один случай остался в памяти на всю жизнь. Я всегда учил своих солдат технике безопасности. Ругал за то, что они на пояс вешают гранаты, ведь чека… мало ли что. Но не уследил. Как-то раз бойцы взяли в плен немецкого «языка», при нем было много фотографий. Вот они на радостях улеглись животами на землю, рассматривают эти фото, и вдруг взрыв… Тот крик «Мама, мама…» до сих пор стоит у меня в ушах…

В глазах Николая Алексеевича слезы. Видно, как тяжело даются ему воспоминания… Но набравшись мужества ветеран рассказывает, как участвовал в страшных сражениях в Сталинграде, как несколько раз выходил из окружения, как был ранен в руку при освобождении Украины.

Вдруг его лицо озаряется улыбкой. «Давайте я вам лучше расскажу что-нибудь более любопытное», - говорит он. – Например, как во время войны я оказался в Риге! Меня потрясло, что люди там жили обычной жизнью, будто бы и нет войны. Работали магазины, кафе, по улицам бегали смеющиеся дети. В одной из парикмахерской нас постригли и даже одеколоном побрызгали. Такой контраст после жизни в окопах!

А еще, Николай Алексеевич вспомнил, как его поражала аккуратность немецких солдат и офицеров, граничащая с педантичностью. Бывало, осматриваешь ранцы немцев - все тщательно сложено: бутерброды, столовые приборы и, обязательно, чистые салфетки.

Когда мы заговорили о Дне Победы, Николай Алексеевич протянут мне газетный номер «Известий», датированный 9 мая 1945 года. Газету, где крупными буквами сообщается о победоносном завершении Великой Отечественной войны, он бережно хранит в альбоме с семейными фотографиями. В нем же Николай Цыганов учительским каллиграфическим почерком делал заметки о счастливых моментах своей жизни. Вот супруга Раиса Филипповна, с которой они прожили долго и счастливо, вот им дали садовый участок, весь засаженный деревьями, вот на нем уже аккуратные грядки с овощами, а вот и дом, собственноручно построенный Николаем Алексеевичем. Много лет сад был его отдушиной, перестал ездить туда совсем недавно, нет уже сил…

Николай Цыганов закончил войну в звании капитана. Затем служил вблизи Кенигсберга, был кадровым военным. «По службе куда только меня не забрасывало: и в Казань, и в Красноярск, - делится Николай Алексеевич, - Заочно окончил Казанский педагогический институт, географический факультет, женился. А когда в 1953 году демобилизовался, началась моя педагогическая карьера».

Много лет Николай Алексеевич преподавал в разных школах историю и географию. 13 лет был директором казанской школы №117. Его до сих пор здесь тепло вспоминают. Стройный, статный директор школы вел активный образ жизни - водил школьников в походы, ездил с ними на экскурсии в разные города.

«Я старался привить ребятам любовь к труду. Не разрешал им сидеть без дела и сам был всегда в движении», - говорит ветеран. - Летом обязательно отправлялся вместе с детьми в Краснодарский край, рассказывал о тяготах войны, как тяжело далась победа».

В 1980 году Николай Цыганов вышел на пенсию, но не смог сидеть сложа руки. Устроился начальником опорного пункта правопорядка и посветил этому более десяти лет. Пройдя такую долгую, временами трудную, но интересную жизнь, он признается, что сейчас просто радуется каждому дню, проведенному в окружении детей, внуков и правнуков.

Мария Пенькова, фото автора

Опубликовано в рамках республиканской профсоюзной акции «75 историй Победы»

#75историйПобеды

Система Orphus